Интервью: Сергей Злобин...
Интервью и статьи На главную
Интервью: Сергей Злобин

Интервью: Сергей Злобин
Газета Спорт-Экспресс

ФОРМУЛА-1 ЗАГОВОРИТ ПО-РУССКИ

16 августа на венгерском Хунгароринге произошло важное для России событие - было объявлено о партнерском контракте Газпрома с Минарди и о том, что российский пилот Сергей Злобин становится гонщиком этой итальянской команды Формулы-1. А спустя всего несколько дней Злобин был гостем редакции СЭ, где и состоялась наша беседа.

Вы уже одной ногой в "Формуле-1", но выросли все-таки из российских гонок...
К которым, к сожалению, наша пресса относится очень странно. Достаточно приехать на один из этапов и посмотреть, что происходит, а потом открыть любое автоспортивное издание. Текст практически везде одинаков: какие молодцы итальянские пилоты Маурицио Медиани и Андреа Беликки, а все остальные, то есть россияне, никуда не годятся. Пока о наших ребятах так пишут, автоспорта в России не будет. А вот если для контраста открыть, скажем, итальянский журнал, то картина совершенно иная: Энтони Дэвидсон выехал в "Формуле-1" впервые, шел последним, но он молод, и у него все впереди. Совершенно другая тональность, да? Дальше идет рассказ о "Формуле 3000", "Формуле-3", "Формуле Рено" и так далее. Короче, написано обо всех, и в хороших тонах. Вот поэтому автоспорт на Западе развивается и будет расти дальше. У нас же, пока не перестанут поливать грязью и гонщиков, и чемпионат России, пока футбол слегка не подвинется в прессе и на экране телевизора, сделать что-либо будет крайне тяжело. Только при нормальном освещении гонок они станут кому-то нужны, и на них пойдет народ. Ведь в стране есть пилоты, способные выступать в самых престижных международных сериях.

Кто же это, на ваш взгляд?
К сожалению, их немного: Роман Русинов, Алексей Павловский, Виктор Маслов. Ну и, наверное, четвертый - я. Вопрос ведь в том, кто из нас на что "поставил". Павловский сейчас ездит вторым пилотом в "Лукойле". Так вот, пока он второй, а в его команде доминирует итальянец, Алексей никому не нужен. Пока Русинов едет в одном из самых слабых чемпионатов Европы "Ауди Палмер", он не будет на виду. Маслов же, на мой взгляд, поступил не очень правильно, выбрав для дебюта престижный, дорогостоящий, но и самый сложный международный чемпионат "Ф 3000", где крайне ограниченное количество тренировок и тестов. Человеку, попавшему в эту мясорубку из российского чемпионата, добиться чего-то невозможно. Будь у Виктора нормальное количество тренировок, он наверняка боролся бы за призовые места. Мне же просто повезло. Я попал в нормальные условия и, считаю, выбрал правильный чемпионат - европейскую "Формулу 3000". Напомню, кстати, что я президент клуба "Рэйсинг", и у нас есть программа продвижения гонщиков в международные соревнования. Как только я поехал в "Формуле-3", туда на следующий год пришли и другие, а год спустя после того, как принял участие в гонке "грандтуризма" в Дайтоне, и туда еще несколько человек поехали. Сегодня я в европейской "Ф 3000" и, уверяю, там тоже поедут "мои" молодые ребята. И в "Формулу-1" через год или два кого-нибудь затащу. Кстати, в "Формуле-1" задерживаться не собираюсь. Мне 32 года, и в 2004-м, после сезона в "Формуле", планирую уйти в КАРТ. Там уже есть очень хороший контракт с "Дейл Коэн рэйсинг". Если, естественно, не появится планов выиграть чемпионат в "Формуле-1"! (Смеется.) Но это, прямо скажем, малореально. Однако могу сказать, что благодаря нам команда "Минарди" в будущем году сильно изменится и выступит в ином качестве, чем сегодня.

У "ГАЗПРОМА" СВОЙ КОНТРАКТ, У МЕНЯ - СВОЙ

Планируете переименовать ее в "Злобин рэйсинг"?
(Смеется.) В следующем году - нет! Вы видели когда-нибудь в "Формуле-1" российских спонсоров? Никогда! Поэтому и считаю решение "Газпрома" таким важным. Так вот, можете написать: если у кого-то есть желание - могу поспособствовать. Ведь в одиночку в этот "закрытый цирк" попасть невозможно. Случай с "Газпромом" беспрецедентный. Если я вдруг на гонке чемпионата России сломаю себе палец или голову отобью, можно забыть о том, что русские будут в "Ф-1". Могу заявить совершенно официально: пока я там не поеду, никто из россиян там не поедет. Пока не буду спрашивать, откуда у вас такая уверенность. А как долго происходила эта "смычка" "Минарди" с "Газпромом"? Фактически смычки нет. Есть смычка "Минарди" и Сергея Злобина и смычка английского продюсерского агентства "Шилтон" и "Газпрома".

Так вы не сами выходили на российских спонсоров?

Я работаю с продюсерской компанией, и этим вопросом занимается она. Я не работаю с "Газпромом" и никого там не знаю. С таким же успехом на этом месте могла оказаться другая наша компания. Короче, у "Газпрома" свой контракт с "Минарди", у меня - свой. Мы друг от друга не зависим.

Из сообщений с "Хунгароринга" можно было понять, что это "Газпром" привел вас с собой.
Это я могу привести в "Формулу-1" любого своего спонсора. Но, думаю, теперь российский газовый гигант окажется крепко связан с "Формулой". Им там наверняка понравится. И моя задача как пилота - обеспечить нормальную рекламную отдачу.

Ваши взаимоотношения с "Минарди", "Феррари", которую вы пилотировали на Дайтоне, развивались постепенно? Это какие-то личные контакты или они наблюдали вас как гонщика?
Это знакомство продолжается четыре года. Когда клуб "Рэйсинг" только создавался, была расписана программа роста пилота от картинга до "Ф-1". Программа, как видите, действует, просто раньше в нее мало кто верил. Даже в нынешнем году трудно было поверить в то, что все получится, ведь сейчас у клуба серьезные финансовые сложности.

УЕХАТЬ ЗА ГРАНИЦУ - ДЕШЕВЛЕ

Тогда давайте поговорим о вашем клубе и его планах поднять наших пилотов до больших высот.
В России это сделать очень сложно, если вообще возможно. Если российские гонки по-прежнему будут жить без трасс, без прессы и, главное, телевидения, то командам будет гораздо легче и дешевле уехать в итальянский чемпионат "Ф-3" или чемпионат Европы "Ф 3000". Кстати, так думаю не только я - "Лукойл рэйсинг" придерживается такого же мнения. Мы здесь с "Формулой-3" никому не нужны. На этапах нас подсоединяют к классам типа "Ф 1600", где гоняются дети и ветераны. Какой, скажите, смысл гробить в таких условиях дорогостоящую технику? Суть в том, что гораздо проще найти спонсоров на один из международных чемпионатов, чем в России на российский! И до тех пор, пока минуты рекламного времени в "Поле чудес" будут стоить дешевле бюджета гоночной команды в России, ничего не получится. Какая радость вкладывать деньги в команду, которую никто по телевизору не покажет?

Тем не менее большого оттока за границу пока нет. Или он вот-вот произойдет?
Теперь - да. Мы ведь с "Лукойлом" всегда действовали друг на друга, как красные тряпки на быка. Теперь Алексей Павловский наверняка появится или в "Ф 3000", или в "Супер-Ниссане", или где-нибудь еще. Думаю, "Лукойл" все-таки направит средства на то, чтобы Алексей где-то ездил. И ездил быстро! Так что я своей "выходкой" ему даже помог...

А успехи россиян за границей как-то поднимают интерес к внутреннему чемпионату?
У спонсоров - не знаю, а вот у прессы - надеюсь. Есть ведь у нас молодые дарования, о которых надо кричать, но в России о них почти никто не знает. Миша Алешин, к примеру. Он ездил в прошлом году за наш клуб в "Ф 1600", а сейчас выступает за "Лукойл" в "Ф-3". Вспоминаю, как мы всеми правдами и неправдами боролись зато, чтобы внести изменения в спортивный кодекс, что позволило бы ему ездить в чемпионате. Парню ведь не было и четырнадцати. Он выигрывает в Европе картинговые гонки, взрослые гонки. Про этого мальчика пишет вся зарубежная пресса.

Получается, будет кому войти в открытые вами ворота?
Он еще молод - 15 лет. Надо пройти через международный чемпионат типа "Формулы 3000", а до него тоже надо дорасти. Я назвал вам четверых. На ближайшие годы других претендентов не вижу.

КТО ХОЗЯИН "МИНАРДИ"?

Расскажите о ваших планах на этот сезон.
С января пересел из "руля в руль" гоночных автомобилей 12 раз! Все машины абсолютно разные - "Фольксваген Поло", "Порше" и "Феррари" "грандтуризма", "Ф-3", "старая" "Ф-3", "Формула-3" "Федераль", "Формула Рено", "Формула 3000". За этот год я собрал столько информации об управлении гоночными автомобилями, сколько, по-моему, не собирал за всю предыдущую жизнь. Что дальше? Субботняя гонка "Ф-3" в Мячкове стала последней, больше этой машины касаться не буду - слишком тяжело после нее адаптироваться к "Ф 3000". Так что на концовку 2002-го предусмотрены тесты и гонки только на "Ф 3000" и "Формуле-1". Со следующим годом тоже все ясно: в основном "Ф-1" и, наверное, чемпионат "Супер-Ниссан". Пройти международный чемпионат в хорошей команде необходимо по контракту с Джанкарло Минарди. А в 2004-м планируется только "Ф-1". Раньше я никогда таких далеких планов не строил!

Кстати, о Джанкарло Минарди. Мне казалось, что владелец команды - Пол Стоддарт, и вдруг новость о контракте с самим Минарди!
Владелец команды, конечно, Стоддарт, но и Минарди тоже. Если не вдаваться в подробности, у кого больше акций, у кого меньше, можно назвать их совладельцами. Управление же спортивной частью команды по-прежнему за Джанкарло. Как бы это объяснить... Скажем, так. У меня команда "Ф-3", и я ее продаю, скажем, "СПОРТ-ЭКСПРЕСС". Но у меня останется и название "Рэйсинг", и помещение, и еще много чего, так что завтра могу объявить: "Мы выступаем в другом чемпионате". Останется только прикупить две гоночные машины. Стоддарт купил фуры, машины, оборудование. Но стоит появиться в Фаенце и спросить, как проехать на "Минарди", вам ответят: "Фабрики "Минарди" располагаются вот там". Фабрики!

Короче, даже маленькая и бедная команда "Формулы-1" - монстр по сравнению с другими командами?
Естественно. Бюджет ведущих команд - далеко за миллиард долларов. А маленькой "Минарди" надо попасть в заветное число. Наверное, можно предположить, какого примерно бюджета это требует. Ведь на старт итальянские машины попадают. Маленькая-то маленькая, но по сравнению с кем?

А можете все-таки рассказать об итальянской конюшне? Вы говорите загадками...
Об этом мы сможем побеседовать в декабре. Или даже раньше - в октябре. Все теперь, как ни странно, зависит от "Газпрома". Если он договорится с "Минарди" о некоторых программах, команда может качественно измениться. Вплоть до замены двигателя и инженерного состава. Ведь на сегодняшний день мотор "Азиатек", которым оснащены ее болиды, на 120 лошадиных сил слабее "Феррари".

НЕ НАДО СТРОИТЬ ТРАССУ "Ф-1"

Удивительно! Для большинства людей "Формула-1" - какой-то далекий мир, куда и попасть-то невозможно, не говоря уже о том, чтобы что-то там менять. Вы же так легко обо всем рассуждаете...
Это что! - вступает в разговор Оксана Косаченко, пресс-секретарь Злобина. - Приехали мы на "Хунгароринг", а в паддок знаете, как сложно попасть - пропуска, магнитные карточки... Сергей на все это посмотрел и говорит: "Я вам этот закрытый клуб открою!"

Ловим на слове!
Знаете, какие уже есть предложения? Была бы в России хоть какая-то приемлемая трасса для "Ф 3000", один из этапов европейской серии можно было бы провести у нас. Не надо строить трассу под "Ф-1". Давайте построим просто хорошую трассу. И если по ней сможет проехать "Ф 3000", уверен: многие руководители ФИА закроют глаза и в порядке исключения проведут на ней и этап "Формулы-1". Если же мы станем тратить время на поиск средств для трассы "Ф-1", потом на ее строительство, все уедут вперед.

Значит, автоспорт надо развивать не с верхушки?
Да, но все об этом будто забыли. Сосредоточились на постройке трассы, а ведь даже при ее наличии ничего не гарантировано! Потому как одно из условий - проведение национального открытого "формульного" чемпионата. Да, в России есть "Ф-3", но на каком уровне? И десяти команд не набирается!

Как же все так быстро произошло в Малайзии? Там что, хороший национальный чемпионат?
А откуда тогда взялся Алекс Юнг?

Его готовили одного, долго и упорно!
Нет, он выиграл национальный чемпионат, потом очень хорошо гонялся в английском и немецком. Это в "Формуле-1" ему "физики" не хватает, чтобы ехать побыстрее.

Говорят, малазийцу и психологическую уверенность надо обрести.
Все пилоты - разные. Мне, скажем, нужен кураж, надо всех разорвать и победить. Бывает другое настроение: "Ой, мне везут три секунды, как их наверстать"... В таком состоянии выходить на гонку нельзя. Разумеется, боссам виднее, но если бы меня попросили пару гонок "погулять", наверное, совсем бы раскис. У Алекса прекрасная скорость - он показал это в Доннингтоне за рулем двухместной "Минарди".

ШАХМАТЫ И ШАШКИ

А кто из пилотов "Формулы-1" вам больше всего понравился на "Хунгароринге"?
Дэвидсон и Джанкарло Физикелла ехали и свободные заезды, и квалификацию на "отлично", Марк Уэббер - на "хорошо", Михаэль Шумахер - вне конкуренции. А остальные... Дайте нашим ребятам покататься на "Ф-1" по 10 тысяч километров - они поедут точно так же. Ведь очень хорошо видно, кому машина позволяет ехать, а кто - сам мастер.

Мы-то, зрители, это не всегда понимаем!
По телевизору почти ничего не увидишь и не услышишь. Вот, к примеру, едет Шумахер, перед ним торможение и поворот 180 градусов. Видна черточка какая-то на асфальте, и у него именно около этой черточки загораются тормоза, кстати, гораздо позже, чем у всех остальных, всегда в одном и том же месте. И в отличие от других, которые просто тормозят, а потом выжимают газ, немец сразу после торможения начинает чуть трогать педаль газа, и в итоге там, где все только начали газовать, он уже на полной скорости. Шумахер нажимает на педаль газа там, где ему хочется, а не там, где позволяет машина. Мне даже кажется, что нынешней мощности "Феррари" ему маловато. А остальные пилотируют, как по учебнику, но сверх "программы" ничего предпринять не пытаются. Есть, правда, отчаянные гонщики типа Физикеллы, который едет быстрее, чем его машина.

К какому типу гонщиков относитесь вы, мы узнаем позже. Расскажите о тех классах, которые уже опробовали?
"Ф-3", "Формула Рено", "грандтуризм", "Ф 3000". Как получится в "Формуле-1", сказать трудно. Ведь как бывает: у кого-то не идут дела в "Ф-3", а в "Ф 3000" все прекрасно. Это совершенно разные гонки, и нельзя опираться лишь на тот факт, что у всех автомобилей четыре колеса, руль и педали. Ведь можно хорошо играть в шахматы, но плохо - в шашки!

ВОЗРАСТ ЗНАЧЕНИЯ НЕ ИМЕЕТ

Планируете побывать на "Гран-при Бельгии"?
Теперь я обязан ездить на все гонки!

Зачем?
Планировалось, что объявление контракта произойдет в феврале, и уже к июню у меня будет суперлицензия, но все "сложилось" только в августе, а контракт мы переписывать не стали. При нормальном раскладе на "Хунгароринге" вместо Юнга поехал бы не Дэвидсон, а я. Вот почему я обязан присутствовать на всех гонках. Заболеет Юнг, заболеет Уэббер - я должен быть на замене.

Сейчас у вас впереди европейская серия "Ф 3000". Что вы хотите от нее получить?
Для получения суперлицензии необходимо пройти международный чемпионат. Но это не единственная цель. Погоняться вообще полезно. Мне сейчас достаточно сложно перестраиваться после "Ф-3", и первую полноценную гонку я проехал только в Доннингтоне. На Валлелунге машина была "сырая", совершенно не настроенная - я не был ни на тренировках, ни на квалификации, сразу попал на гонку и, естественно, после нескольких кругов вернулся в боксы. Машина была малоуправляема. Так что надо "раскатиться".

У вас нет страха перед "Формулой-1"?
Наоборот, хочется как можно быстрее сесть за руль. Мне кажется, хозяева должны будут уволить всех гонщиков из первой "Формулы" после первых же моих тестов! (Смеется.)

Представляю, как будет здорово приехать в следующем году на "Ф-1" и встретить там тест-пилота, с которым можно поговорить на родном языке.
Ошибочка! У меня контракт действующего, а не тест-пилота. А что касается русского языка, то, думаю, еще через год там его слышно будет часто. Куда им деваться - пусть учат!

Судя по всему, у вас задатки не только гонщика, но и менеджера.
Так не должно быть, но сильных менеджеров в области автоспорта в России сегодня нет. Знаю только одного - Евгения Малиновского. Вот гонщики сами собой и занимаются. А у меня были очень хорошие учителя - Александр Потехин, Александр Кирюхин.

32 года - прекрасный возраст, но многие спросят: зачем вам "Формула-1"?
А что, это зависит от возраста?

Нет, но есть некая традиционная схема: картинг, малые "формулы" и только затем "большая".
Кто сказал, что эта схема подходит всем? Да, Шумахеры прошли по этой схеме, а Алези, к примеру, никогда в картинге не ездил. Герхард Бергер завершил карьеру в 41 год, Андреа Монтермини сел за руль карта в 27, а Марио Андретти закончил ездить в 74 года. Где схема? Возраст в автоспорте ничего не значит. Роль здесь играют физические кондиции. И если кто-то сомневается в моих, я готов принять вызов!

Лина Холина

По материалам газеты СПОРТ-ЭКСПРЕСС


Hosted by uCoz